À propos de l’eau
О воде, чистоте и прекрасных дамах

Экспозиция в павильоне «Холодная ванна» в парке Павловска
(архитектор Чарлз Камерон, 1799г.)

home
exhibitions
books
art objects
contact me

[engl] Дамы и господа,

Вы заглянули в павильон «Холодная ванна» и застали врасплох за совершением туалета красавиц былых времён. Кстати, отчего-то на изображениях купален 18-19 веков омовения производят по преимуществу именно дамы… Кавалеры мылись, видимо, реже? Или это просто меньше интересовало художников? Во всяком случае, пространство нашей купальни – царство, безусловно, женское. Надеюсь, ваше вторжение не заставит краснеть наших прекрасных дам!

К сожалению, мы не располагаем ни подлинными экспонатами, ни мебелью, ни даже изображениями интерьера именно этой купальни. Поэтому перенестись в мир туалетной комнаты и купальни того времени нам помогли документальные материалы эпохи. Все изображения красавиц, предметов мебели, зеркал и аксессуаров взяты с подлинных гравюр из коллекции Павловска, Эрмитажа и Лувра - источник каждого изображения указан в специальном каталоге внутри одной из рамок на стене туалетной комнаты. Внутрь других рамок заключены зеркала, неотъемлемые элементы подобного интерьера. Одно из зеркал рассказывает историю купальни и отношение её тогдашних посетителей к воде и чистоте.

Фигуры в туалетной части здания полуодеты, раздевающиеся и одевающиеся дамы целомудренно прикрыты ширмой. В помещении два туалетных стола (разных эпох, «женский» и «мужской»), а также шкаф (конечно, тоже зеркальный), комод, канделябры, мягкие стулья и аксессуары туалетной: коробки с лентами, баночки и бутылочки с косметическими снадобьями и т.п. В ящички одного из столов любопытно будет заглянуть. Непременная принадлежность туалетной темы на гравюрах - собачка или кошечка, играющая с лентами. В виде особой милости при туалете иногда бывало дозволено присутствовать и галантному кавалеру.

Зона купальни – зона более интимная, «запретная», она отделена от туалетной комнаты портьерами. Из-за них доносится шум и плеск воды, гулкие голоса, обрывки фраз (по большей части по-французски), смех, шлепки рукой по голому телу, взвизгивание от окатывания холодной водой… Это царство обнажённых прекрасных тел. Нас окружают купальщицы, погружающиеся в воду, вылезающие из неё, отдыхающие на скамье внутри бассейна или благосклонно принимающие помощь прислуги.

Чаша с «водой» в середине купальни – безусловно, центральный элемент всей инсталляции. Важно помнить, что образованные люди 18-19 веков постоянно имели перед своим внутренним взором идеал античности, с которым они себя соотносили. Именно поэтому большинство сравнений в поэзии того времени отсылало к античности, а обучение художников строилось на копировании античных образцов. Поэтому нет сомнений, что красавица той эпохи, подражавшая античному идеалу, погружаясь в воду, воображала себя нимфой здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены. Важно, что вода в ванне была действительно водой из речки Славянки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течёт к морю, - то есть, в конечном счёте, являлась частью Мирового океана. Все это дало нам основание оживить поверхность «воды» в нашей ванне анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами вроде Тритонов и Гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами. Эти образы позаимствованы, разумеется, также со старинной живописи и мозаики.

https://youtu.be/bZNoQTKk6Dk

Над инсталляцией работали:
Александр Райхштейн, художник
Ольга Ламеко, куратор
Светлана Хапаева / ООО Максима, генподрядчик
Татьяна Мошкова, аниматор
Георгий Баранов, звукорежиссёр
Никита Любимов, печатник



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

back
forward
top