Персонажи известного скульптора Александра Райхштейна из Хельсинки отправятся в путешествие по Европе
Проект художника и скульптора из Хельсинки Александра Райхштейна "Они были здесь" получил продолжение, и его скульптуры, изображающие людей разных эпох, в ноябре отправятся в путешествие по разным европейским городам. Поимо своей основной работы, Райхштейн сотрудничает с российскими музеями, надеясь привезти в Россию выставку известного финского детского иллюстратора Рудольфа Койву.
Художественный проект известного скульптора Александра Райхштейна, уже знакомый жителям столицы по фестивалю «LUX Helsinki», получил продолжение. Призрачные проволочные скульптуры отправятся в путешествие по новым европейским городам.
– Полупрозрачные, светящиеся фигуры представляют людей разных эпох. Но это были эпохи существования Хельсинки, и персонажи относились к середине 18-го – началу 20-го веков. Поскольку поступили предложения участвовать в фестивалях света в разных европейских городах, в которых сама городская структура намного старше, пришлось эту серию продлить. Появились персонажи из Средневековья, из Ренессанса, и наоборот – из тридцатых-сороковых годов прошлого века, - рассказывает Райхштейн.
Художникам зачастую приходится воссоздавать прошлое, а вот заглянуть в будущее редко получается. Райхштейну, работавшему над очередной скульптурой, это удалось, пусть и благодаря счастливой случайности.
– Я начал делать человека с трубкой в зубах, в костюме тридцатых годов прошлого века. Пока я его делал, то все время повторял про себя известное стихотворение:
«По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит,
В почтовой синей кепке,
А сам он тоще щепки».
И тут случился брекзит. И я понял, что скульптура моя изображает выход Британии из ЕС. Видимо, я его предсказал, - улыбается художник.
Большинство выставок Райхштейна – это интерактивные площадки, где посетители, большие и маленькие, могут трогать и двигать созданные им экспонаты. Какова же реакция на такое необычное для музеев поведение?
– Дети везде реагируют совершенно спонтанно, а вот музейные работники – по-разному. Есть же знаменитая когорта русских музейных бабушек. Недаром фестиваль современного искусства «Pro Arte» выбрал своим символом бабушку-смотрительницу, сидящую на стуле и призванную «не пущать» и бдить. Но ничего плохого я в этом не вижу. Бабушки так понимают свою роль – как охранителей священного искусства. А я на своих выставках предлагаю все-таки не с Рембрандтом играть, а со своими экспонатами, - улыбается Райхштейн.
Александр Райхштейнуже долго работает с одним из лучших музеев России над совместным проектом, призванным познакомить русского зрителя с известнейшим финским детским иллюстратором – Рудольфом Койву. Койву родился и вырос в Санкт-Петербурге, и в его творчестве прослеживается влияние Ивана Билибина, работы которого Койву видел еще ребенком. Но похоже, что злой рок, преследовавший Койву при жизни, по-прежнему тяготеет над ним и после смерти: из-за нехватки финансирования и других проволочек проект уже дважды срывался и пока остается только мечтой.